Разговор с художником. Александр Саидов
Разговор с художником. Александр Саидов
<p>В сентябре RakovGallery в Петербурге представила выставку новой серии работ краснодарского художника Александра Саидова. О том, почему выбор пал на тему рая, как придумываются фантастические существа, а также о дальнейших творческих планах спросили у художника в новом интервью.</p>
Новая серия картин, представленная на нашей выставке - о рае и его обитателях. Расскажите, какой идеей объединены работы и что подтолкнуло к их созданию?
В сознании людей есть понятие «рай» – это какое-то счастливое место, которого нет в реальности, но, описывая его, люди используют вполне материальные понятия. Вот этот парадокс я и исследую. Материализую природу более изобильную, чем в реальности: плоды, превосходящие всеми параметрами реальные плоды; животные, которые уже и не животные… Рассматриваю понятие границ рая, отталкиваясь от идеи о том, что было изгнание из рая. То есть рай не может быть бесконечным, там должен быть вход и выход. А это уже архитектура… Размышляю, что же мог построить творец или существа (ангелы, архангел), созданные им до сотворения человека? Это же парадокс – архитектура, которую делал не человек! Именно устройство рая, его визуализация меня и увлекает.
Как вы пришли к тому, что вы – художник и хотите в этом развиваться?
Изначально меня привлекала возможность создания иллюзии пространства на совершенно ровной плоскости. В какой-то степени это волшебство – сделать объемный мир в прямоугольном окне. В реальности это просто плоский прямоугольник. А затем увлек вопрос, что за мир там за исчезнувшей поверхностью (когда на холст наносятся краски, зритель перестаёт видеть поверхность, видит иллюзию пространства; поверхность как будто бы исчезает).
У вас две так называемые стилевые «ветви» в творчестве: гиперреализм и сюрреализм. Почему выбираете именно их?
Реализм – это уважение к красоте тех элементов окружающего мира, которыми я восхищаюсь. Бережное их отображение. Сюрреализм, или, точнее, фантастический реализм и символизм – это создание собственной реальности, желание исследовать новые формы, иногда даже спортивный интерес написать не менее красивый мир, чем наш, но немного другой.
Апельсины. Холст, масло. 30х40 см
Расскажите о процессе создания ваших произведений.
Сначала я размышляю на волнующие меня темы; в результате размышлений появляется умозаключение, которое рождает в воображении визуальный образ. Потом ищу материалы: предметы, фото, позы людей, выражения лиц, всего, что будет усиливать выразительность. Затем на бумаге рисую эскизы, пока не найду оптимальную композицию. Вот с этого момента беру холст. Но и на холсте продолжаются уточнения и даже перестановки.
А персонажей всех придумываете сами или на что-то опираетесь при их создании?
Есть понятие архетипов, например, в геральдике это ярко выражено. Когда видишь волка, возникают одни ассоциации, видишь орла – другие, курица вызовет третьи. Их взаимодействие ещё сильнее стимулирует мыслительный процесс. Придавая этим архетипам человеческие черты, усиливаешь силу их эмоциональности для зрителя. Многие отмечают, что мои персонажи грустные. Я думаю, это побочный эффект моего стремления дать им умный взгляд. Наглядная иллюстрация тезиса «Много знаний – много печали».
Селекционеры. Холст, масло. 90х120 см
Кто ваши любимые художники? Может быть, есть имена, которые оказали влияние на ваш стиль, видение в искусстве?
<p>Любимым могу назвать искусство многих известных художников. Джованни Баттиста Пиранези, создатель мира архитектурных руин. Иероним Босх (он многих вдохновляет, и я не смог остаться в стороне). Ян Ван Эйк – художник, который придумал масляную живопись и задал невероятный уровень реализма. На мой взгляд, за прошедшие века после него художники в этом продвинулись не так далеко, как он это сделал сразу. У Арнольда Беклина вдохновляют остров мертвых, образы тритонов, фавнов. У Пьеро дела Франческа – математическая точность и чистота пространства. У Мантеньи нравится его стиль. Альма-тадема – виртуоз построения пространства на сближениях тональных и цветовых пятен, очень воздушно и живо он это делает. Жан Дельвиль – сильный символист, одновременно и выразительный, и деликатный. Атмосфера некоторых картин Константина Сомова просто магическая. Эрнст Фукс впечатляет материализацией религиозного мистицизма. Вдохновляют мастера голландского натюрморта XVII века. Из живых авторов нравятся Марк Райден (обаятельный мир фантастического реализма, где сочетаются и миленькие куколки принцессы, и, например, Авраам Линкольн); Липкин (очень хорошая реалистическая живая живопись); Инноченти (творит чудеса невероятно детализированного пространства, и все это акварелью). И это лишь те художники, которые всплыли в памяти сразу. В разное время на меня влияли разные художники, их значение со временем утрачивало актуальность, другие остались путеводными маячками. Примерно пару раз в неделю в поле зрения попадают произведения, которые очень радуют восприятие. Я практически каждый день просматриваю информационное пространство изобразительного мира, не только современного. Много картин, созданных в прошлом, как оказывается, до сих пор не попадались мне на глаза.</p>
Что вас вдохновляет?
Красота видимого мира: приятные формы с пропорциями, радующими глаз, цветовые комбинации, красивые вещи, в основном, созданные в глубоком прошлом и прошедшие отбор временем. Например, коринфские капители, декор эпохи барокко или кельтские орнаменты. А ещё вид хорошо загрунтованного холста.
Парк с кувшинками. Холст, масло. 70х120 см
Как вы выбираете темы для ваших работ?
Во время творческого кризиса Энди Уорхол пришёл к тому, что нужно рисовать то, что любишь. Так появились его банки с супом. У меня похожий метод: я выбираю темы, связанные с вещами, которые я люблю. Они дают простор для живописи, где можно демонстрировать мастерство.
Над чем работаете сейчас?
Сейчас продолжаю расширять «райский мир», проникаю в его закоулки. Ищу то, что неочевидно, но вытекает из логики существования рая. Довольно много парадоксов всплывает, если это обдумываешь.
Есть ли новые серии в планах? О чем они будут?
Уже даже начал – это тема поединков, архетипических битв. Она в зачаточном виде присутствует в некоторых старых работах. Это, на мой взгляд, сейчас актуально: сейчас время перемен через борьбу. Но картина – не новости, она висит на стене десятками лет, и смысл ее не в прямой философии, которую можно объяснить словами. Ренуар говорил: «Если картину можно объяснить словами, это плохая картина». Здесь философия должна читаться через изобразительные знаки (линии цвета, формы, предметы, мимику). Поэтому то, что сейчас стало актуально, я перевожу в формы, которые не должны потерять актуальность в будущем.
- Разговор с художником: Наталья Нестерова
- Разговор с художником: Ольга Горбунова
- Разговор с художником: Алексей Чернигин
- New Artists
- Основываясь на опыте создания граффити, Сергей Акрамов привносит в свои картины художественные эффекты и техники, присущие стрит-арту.
- Художник Николай Петров родился и вырос в Аламетьевске, в Республике Татарстан, и посвятил свое творчество изображению природы родного края.
- Творческий метод и стиль, избранные Александром Саидовым, основываются на глубоком понимании крупнейших стилевых направлений мировой живописи. Художник опирается не только на основы реализма, но и на классические живописные технологии, свойственные европейскому искусству XVII-XVIII веков.
- Герои произведений Натальи Говорухиной могут показаться вымышленными персонажами, а истории, разворачивающиеся в картинах, – сказочными. Однако на самом деле все произведения основаны на реальных событиях, и прототипы для персонажей взяты художником из жизни.
- Художник Андрей Елецкий работает в разных жанрах и нередко в своих произведениях экспериментирует с формой, стилистикой и сочетаниями цветов.
- В своих акварельных работах художник Наталья Дмитриева делится впечатлениями от поездок по России и за ее пределами.
- Не пронзенные не допускаются. Персональная выставка Александра Саидова
- Разговор с художником. Леонид Варушкин
- Произведения Ольги Суворовой привлекают ценителей искусства и коллекционеров со всего мира благодаря разнообразию стилевых тенденций и отсылкам к различным историческим эпохам.
- Глядя на картины Станислава Круппа, сложно поверить, что их автор, вдохновленный стилем Модерн, начинал свой творческий путь в небольшом российском городе Каменск-Уральский.
- Суровая материя. Персональная выставка Александра Грекова
- Разговор с художником. Александр Перминов
- About: Маша Ив
- Подборка месяца: апрель
- Разговор с художником. Юрий Первушин
- Для того, чтобы стать еще более узнаваемыми за рубежом, мы начали сотрудничество с сайтом kayak.com
- Выставка Анастасии Нестеровой в Санкт-Петербурге
- Пейзажи пермской художницы Анастасии Поповой, балансирующие на грани с абстракцией
- Городские пейзажи столицы Урала глазами художника-путешественника Сергея Прохорова
- "За кулисами природы" - выставка пейзажей Андрея Мамаева в RakovGallery Санкт-Петербург
- Созвучие цвета и поэзии в живописном проекте «Небесная канцелярия» художника Александра Олигерова
- "Свет простых вещей": выставка живописи Юрия Первушина в RakovGallery в Санкт-Петербурге
- Встреча с кураторами проекта «Индустриальность и культура» Дмитрием Москвиным и Дарьей Маликовой 18 апреля 17:00
- В своем творчестве Александр Греков следует традициям русской реалистической школы, его картины впечатляют высоким уровнем владения техникой масляной живописи. Однако при этом работы художника существенно отличаются от произведений классиков русского искусства нестандартными композиционными приемами и сюжетами.
- Оставаясь верным своей эстетике и взглядам на предметный мир, в своих произведениях Юрий Первушин решает живописные задачи, используя яркие, контрастные цвета. Многие новые работы художника выделяются необычными цветовыми мотивами.
- Мечты о Прекрасном: творчество Аллы Липатовой и Николая Резниченко
- Силуэты бесконечности: живопись и графика петербургского художника Юрия Первушина
- RakovGallery в Санкт-Петербурге 3 года!
- Интервью Анны Березовской в журнале "Караван историй"
- В четырех стенах: как подобрать картину под интерьер
- Искусство XXI века: есть ли у него будущее?
- СЕНСАЦИЯ! В Екатеринбург приезжает неоимпрессионист Прохоров Сергей. В галерее пройдет встреча и мастер-классы. Откройте дивный мир импрессионизма! Вход по записи.
- Часто ли Вы встречаете в искусстве образ дерева? Давайте задумаемся, как и откуда это появилось и почему до сих пор это так популярно
- “ЗОЛОТАЯ 7-ка ПРАВИЛ” : Как самостоятельно и творчески подойти к подбору картин в пространство
- О творчестве художницы, получившей всемирную известность, картины которой стирают границы времени и создают единое поле ценителей искусства по всему миру.
- Многогранность творчества и истоки вдохновения Николая Резниченко тесно связаны с увлечённостью художника традиционным и религиозным искусством.
- Приглашаем погрузиться в мир творчества уникального живописца Вадима Зайнулина и насладиться красотами природного Урала.
- Творчество и работы одного из самых известных художников Урала Алексея Валентиновича Ефремова.
- Стоит ли инвестировать в искусство?
- Полотна известных художников доступны каждому
- Обнаженное искусство
- Искусство, каким вы его еще не видели
- Северное возрождение в работах Армена Гаспаряна
- Образы, наполненное простотой: живопись Николая Резниченко
- Абстрактный сюрреализм в живописи Евгения Гусельникова
- Проблема экологии: актуальнй тренд в современном искусстве
- Творческий мир Алишера Кушакова
- Основные проблематики грядущего Международного культурного форума в Санкт-Петербурге, 2019
- Монументальная живопись Владимира Кириллова
- Зачем ярмарки современного искусства нужны в России?
- История создания художественной галереи